Энциклопедия духовных знаний

 

Главная

Об энциклопедии

Линки

Контакт

 

Суфийские практики

В суфизме психоэнергетическое обучение строится таким образом, что каждый ученик — в зависимости от своих индивидуальных особенностей, меры осознавания — получает от шейха особые задания и упражнения. В то же время шейх проводит и групповые психоэнергетические тренировки.

На начальных этапах психоэнергетической практики шейх предлагает мюридам множество разнообразных упражнений для развития способности к концентрации, для остановки непрерывного потока мыслей и достижения "ментальной паузы", проводится и работа с образными представлениями. Затем начинается использование различных психофизических упражнений: ритмичных движений под музыку, суфийских кружений и т.д.

Использование всего этого арсенала средств дает прекрасный очищающий эффект, развивает энергоструктуры организма (в частности, чакру анахату).

Некоторые из этих упражнений вызывают "тонкую настройку" тела, ума и сознания, приводя практикующих к экстатическому состоянию, называемому суфиями халь. Выделяют различные виды халя. Наиболее часто подвижник обретает такие виды этого состояния, как: курб — ощущение близости Бога, махабба — ощущение горячей любви к Богу, хауф — глубокое раскаяние, шаук — страстный порыв к Богу и т.д.

Поясним, что представляют собой некоторые такие практики.

Танцы дервишей, например, требуют от участников абсолютного раскрепощения тела и достижения полной "ментальной паузы". На фоне этой раскрепощенности и медитативной настройки сознания на восприятие Творца — возникают гармоничные "спонтанные" движения. Они не планируются, не задаются от ума, а приходят как бы самопроизвольно. Как правило, танцы дервишей проводятся с использованием медитативной музыки или медитативных напевов. Это даёт соответствующий настрой всем танцующим и приводит подготовленных участников к состоянию халь.

Ещё одна интересная техника — суфийское кружение. Оно позволяет вывести сознание из головных чакр, что способствует вхождению в состояние халь. Существуют различные модификации этой техники. Кружение может осуществляться под музыку или без таковой, с использованием мантр, без определенной концентрации или с концентрацией в тех или иных энергоструктурах организма. В последнем случае кружение может способствовать их развитию и совершенствованию. Общие правила выполнения упражнения таковы:

1) начинать можно не ранее, чем через 2-3 часа после еды;

2) кружение осуществляется в любую удобную сторону на фоне полной расслабленности тела;

3) открытые глаза фиксируются на одной из поднятых рук, либо расфокусируются вовсе;

4) кружение осуществляется в индивидуальном ритме, с максимально плавным входом и выходом из упражнения;

5) при возможном падении во время кружения необходимо перевернуться на живот и расслабиться;

6) после выполнения упражнения необходима релаксация;

7) также требуется полное "доверие к технике", полная "раскрытость" во время выполнения упражнения. Его длительность определяется индивидуально и может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов.

На "зрелых" ступенях тариката проводится интенсивная работа по развитию, совершенствованию энергоструктур организма. Если пользоваться индуистской терминологией, речь идёт, в частности, о чакрах и нади (меридианах). При этом особый акцент делается на развитии анахаты — чакры, отвечающей за продуцирование эмоциональной "сердечной" любви.

Одна из техник такого рода — медитация смеха. Её участники ложатся на спину и полностью расслабляются. После медитативной настройки они помещают одну из рук на область анахаты, другую — на область муладхары, активируя эти чакры. Затем присутствующие начинают проводить сквозь организм волны мягкого, лёгкого света-смеха (от муладхары — к головным чакрам). Медитация смеха имеет очищающий эффект и способствует развитию и совершенствованию чакр, срединного меридиана, если, конечно, проводится на должном уровне тонкости.

Также в суфизме имеет очень большую распространённость зикр. Варианты, модификации зикра весьма разнообразны — в соответствии с традициями того или иного братства или ордена, мастерством шейха. Зикр проводится следующим образом:

Все присутствующие встают или садятся в круг. Шейх даёт медитативную настройку и затем, по его указанию, присутствующие начинают выполнять ряд сменяющих друг друга упражнений. Эти упражнения представляют собой ритмичные движения, выполняемые во все убыстряющемся темпе (например, наклоны, повороты, раскачивания тела). Движения сопровождаются произнесением молитвенных формул.

В некоторых орденах, братствах во время психоэнергетических тренировок исключительное значение придается музыке, пению. Считается, что музыка — пища души (гиза-и-рух) — одно из очень сильных средств, способствующих духовному прогрессу. Широко применяется музыка, побуждающая тело к "спонтанным" движениям (тараб), способствующая вхождению в глубокие медитативные состояния (саут) и т.д. В ряде орденов и братств введено ежедневное слушание музыки, коллективные занятия с вокальным исполнением мистических стихов (сама), экстатические танцы под музыку и т.п.

Эффективность этих техник достигается, в том числе, за счёт того, что медитативная работа проводится не только с использованием неподвижных положений тела, но и на фоне движений.

Благодаря комплексному использованию различных методов происходит задействование сразу нескольких "центров" организма человека: эмоционального, двигательного, интеллектуального. Слаженная, сгармонизированная работа "центров" открывает возможности для быстрого изменения психоэнергетического состояния учеников.

Кроме обычных методов, в суфизме существуют и "скоростные" техники духовного развития. Посредством этих секретных техник мюрид может совершить очень быстрое продвижение. Они применяются только к тем, кто имеют уже достаточно высокую психоэнергетическую готовность.

Суфийская медитативная традиция очень богата и разнообразна. В ней накоплен колоссальный опыт работы с телом, умом, сознанием. В этой древней традиции разработаны и пути познания Ваджада (в индуистской терминологии — Самадхи), и техники для достижения правильной "кристаллизации" сознания в высших пространственных мерностях, и приёмы для освоения Фaна-фи-Аллах (Нирваны в Творце).

В суфизме много самобытного и оригинального. Но, несмотря на это, прослеживается его поразительное сходство с духовными традициями других лучших мировых религиозных школ и направлений — сходство целей, путей их реализаций и даже методик. Это может свидетельствовать только об одном: о том, что в основе суфизма и исихазма, даосизма и буддийского мистицизма, классической индуистской йоги и пути мексиканской школы Хуана Матуса, а также некоторых других направлений — лежат одни и те же закономерности духовного развития. Они лишь по разному реализуются в тех или иных культурно-исторических условиях. Поэтому всегда находятся люди — вне зависимости от их принадлежности к той или иной духовной традиции — которые с успехом следуют по суфийскому пути.
 

Смотрите также:

Суфизм

Сунна
 

 

Статьи  энциклопедии

Аватар

Агни-йога

Асана

Атман

Ахимса

Аштанга-йога


Бабаджи

"Безубойное" питание

Бог

Брахман

Буддхи

Буддхи-йога

Бхагавад-Гита

Бхакти-йога


Варны

Вегетарианство


Гаутама Будда

Гермес Трисмегист

Гуны


Дань-тяны

Дао

Дао-Дэ-Цзин

Дайя

Джива

Добротолюбие

Духовное сердце

Душа

Дхарана

Дхармакайя

Дхьяна

Дэ


Иисус Христос

Индрии

Исихазм

Ишвара


Йама и нийама

Йидам

Йога


Карма

Карма-йога

"Кокон"

Крийя-йога

Кришна

Кундалини


Лада

Лайя-йога

Латихан

Лока


Майя

Манас

Махадубль

Махатма

Медитативный бег

Медитация

Мессия

"Места силы"

Меридианы

Многомерность пространства

Монашество

"Моржевание"


Нагваль

Нирвана

Ниродхи


Параматман

Пифагор

Покаяние

Психическая саморегуляция

Пракрити

Пранава

Пранайама

Пратьяхара

"Пузыри восприятия"

Пуруша


Раджа-йога


Самадхи

Самость

Саттва

Сатья

Сатья Саи

Свара

Сварог

Святой Дух

Смиренномудрие

Смысл жизни

Сознание

Сострадание

Ступени йоги Патанджали

Сунна

Сурья

Суфизм

Суфийские практики


Творец

Тональ и нагваль

"Тотальная реципрокальность"

Тот-Атлант

"Точка сборки"

Троица

Турийя


Хара

Хатха-йога

Христос

Хуан Матус


Чакры

Человек

"Человеческая форма"


Шавасана

Шамбала


Эмоции

Эон

Этика

Ясновидение

Encyclopedia of Spiritual Knowledge

 

Main page

About encyclopedia

New articles

Links

Contact

 

Sufi Practices

(For explanation of Sufi terms see article Sufism.)

The psycho-energetic teaching in Sufism is performed so that all students receive special tasks from the sheikh, according to their individual peculiarities and capability of comprehending. At the same time, the sheik gives psycho-energetic training for groups of students.

On the initial stages of psycho-energetic practice, the sheik suggests to murids many different exercises for development of the ability of concentration, for stopping the flow of thoughts and achieving the “mental pause”; they also work with images. After that, various psycho-physical exercises are used: rhythmic movements to music, Sufi whirling, etc.

The use of the whole spectrum of these means creates a remarkable purifying effect, develops the energy structures of the organism (chakra anahata, in particular). Some of these exercises cause “subtle attunement” of the body, mind, and consciousness, and bring the participants to the ecstatic state which the Sufis call hal. There are different kinds of hal. Most often the student gains the following kinds of this state: kurb — feeling of the nearness of God, mahabba — felling of the fervent love for God, khauf — deep remorse, shauq — passionate longing for God, etc.

Let us consider some of such practices.

Dances of dervishes, for example, require absolute relaxation of the body and achievement of the full mental pause. Against such background of relaxation and meditative attunement of the consciousness to the Creator, harmonious spontaneous movements of the body occur. They are not planned; they do not originate from the mind, but as if occur spontaneously, Usually, the dances of dervishes are performed with use of meditative music or meditative singing. This ensures proper attunement of all dancers and brings all ready participants to the state of hal.

Another interesting technique is Sufi whirling. It allows one, in particular, to move the consciousness out from the head chakras, what facilitates entering the state of hal. There are various modifications of this technique. Whirling can be performed to music or without it, with use of mantras, with concentration in certain energy structures of the organism. In the latter case, whirling contributes to the development of the chakras. The general rules of performing this exercise are the following:

1) one can start whirling not sooner than three hours after meat meal;

2) whirling is performed to any convenient side, against the background of full relaxation of the body;

3) the eyes are opened and fixed on one of the raised hands or not fixed on anything at all;

4) whirling is performed in individual rhythm, with as smooth beginning and end of the exercise as possible;

5) in case of falling during whirling, one has to turn on the stomach and relax;

6) after performing the exercise, it is necessary to relax;

7) also one needs to be fully confident in the technique, fully “open” when performing the exercise. The duration of the exercise is individual and can vary from several minutes to several hours.

On the “mature” stages of tariqa, one performs intensive work on developing, perfecting the energy structures of the organism. In Hindu terms, this concerns, in particular, the chakras and nadi (meridians). In this work, a special emphasis is put on developing the anahata — the chakra responsible for producing the emotions of cordial love.

One of the techniques of this kind is the meditation of laugh. Its participants lay on the back and completely relax. After meditative attunement, they place one hand on the region of anahata, and another hand — on the region of muladhara, to activate these chakras. Then they begin to move through the organism waves of soft light-laugh (from muladhara — to the head chakras). The meditation of laugh creates a purifying effect and contributes to the development of the chakras, the middle meridian, if it is performed on the due level of subtlety.

Another technique used in Sufism is zikr. There are many variations, modifications of zikr — according to the traditions of the brotherhood or order, the sheik’s mastery. Zikr is performed in the following way:

All participants stand or sit in a circle. The sheik gives meditative attunement and then, by his instruction, the participants begin to perform a series of consecutive exercises. These exercises are rhythmic movements performed in ever-increasing tempo (for example, bows, turns, sways of the body). With movements, the participants chant praying formulas.

In some orders, they attach a great importance to music, to singing in meditation classes. They believe that music — the food of the soul (ghiza-i-ruh) — is one of the very powerful means contributing to spiritual progress. They widely use music that makes the body move spontaneously (tarab), facilitates entering deep meditative states (saut), etc. In some orders and brotherhoods, they have everyday listening to music, collective classes with singing of mystic verses (sama), ecstatic dances to music, etc.

The effectiveness of these techniques consists, in particular, in the fact that meditations are performed not only in motionless positions of the body but also against the background of movements.

Thanks to the complex use of different methods, one activates several “centers” of the organism: emotional, moving, and intellectual one. Coordinated, harmonious work of these centers makes possible a quick change in the student’s psychoenergetic state.

Apart from ordinary methods, in Sufism there are “accelerated” techniques of spiritual development. By means of these secret techniques, murids can make very fast advancement. These techniques are given only to those who possess very high psycho-energetic readiness.

The Sufi meditation tradition is very rich and multifarious. It accumulated vast experience of work with the body, mind, and consciousness. The Sufis developed the ways of cognizing Wajd (Samadhi, in Hindu terms), the techniques for accomplishing correct crystallization of consciousness in the higher spatial dimensions, and methods for mastering Fana-fi-Allah (Nirvana in the Creator).

In Sufism, there are many original things. However, one can see its remarkable similarity to the spiritual traditions of other best religious schools and directions — the similarity of goals, the ways of their realization, and even of the methods. This indicates an important thing: that Sufism, Hesychasm, Taoism, Buddhist mysticism, classic Hindu yoga, the way of the Mexican school of Juan Matus, and some other directions are based on the same laws of spiritual development. It is only the realization of these laws that can be different in different cultural and historical conditions. And always there are people who — independent of their spiritual traditions — can successfully walk the Sufi path.
 

See also:

Sufism

Sunna
 

 

Articles of encyclopedia

Agni Yoga

Ahimsa

Asana

Assemblage Point

Ashtanga Yoga

Atman

Avatar


Babaji

Bhagavad Gita

Bhakti Yoga

Brahman

Bubbles of Perception

Buddhi

Buddhi Yoga


Chakras

Christ

Clairvoyance

Cocoon

Compassion

Consciousness

Сreator


Dantyans

Daya

Dharana

Dhyana


Emotions

Eon

Ethics


Gautama Buddha

God

Gunas


Haich, Elisabeth

Hara

Hatha Yoga

Hermes Trismegistus

Hesychasm

Holy Spirit


Indriyas

Ishvara


Jesus Christ

Jiva

Juan Matus


Karma

Karma Yoga

Killing-Free Nutrition

Krishna

Kriya Yoga

Kundalini


Lada

Latihan

Laya Yoga

Loka


Mahadouble

Mahatma

Man

Manas

Maya

Meaning of Life

Meditation

Meditative Running

Meridians

Messiah

Monasticism

Multidimensional Space


Nagual

“NAM-Meditation”

Nirodhi

Nirvana


Paramatman

Patanjali’s Scheme

Philokalia

Places of Power

Prakriti

Pranayama

Pratyahara

Psychic Self-Regulation

Purusha

Pythagoras


Raja Yoga


Samadhi

Sathya

Sathya Sai Baba

Sattva

Selfhood

Shambala

Shavasana

Soul

Spiritual Heart

Sunna

Sufi Practices

Sufism

Surya

Svara

Svarog


Tao

Tao Te Ching

Te

Thoth-the-Atlantean

Tonal and Nagual

Total Reciprocity

Turiya


Varnas

Vegetarianism


Winter Swimming


Yama and Niyama

Yidam

Yoga